Найти информацию в своей почте легче, чем в истории браузера. Отправьте страницу на email, чтобы вернуться к ней позже.

Сравнение ERP-систем: что будем сравнивать и как?

18.12.2020
Сравнение ERP-систем: что будем сравнивать и как?

Первую часть нашего сравнительного обзора мы решили полностью посвятить вопросу стоимости. Часто в разговорах, при обсуждениях достоинств и недостатков различных решений, приходится слышать: «ты рассматриваешь SAP (Oracle, Microsoft)? Денег много? Там же стоимость лицензий все равно как «чугунный мост», начинается с миллиона и не рублей, а долларов или евро!». 

Давайте вместе разберемся, насколько это соответствует действительности, миф это или реальность? 

Что будем сравнивать?

Стоимость внедрения ERP формируется из цены лицензий на само программное обеспечение и работ по непосредственно внедрению системы.

Первое, что хотелось бы отметить, а если конкретнее, повторить и проговорить какие именно системы мы сравниваем: 
  • 1C ERP 2.0
  • Microsoft Dynamics NAV
  • SAP Business One
Это необходимо, так например, для решения компании SAP, часто рассматривают не SAP Business One, предназначенное для автоматизации малых и средних предприятий, а SAP S4/HANA - платформа для комплексной автоматизации процессов управления предприятием для крупных компаний.

Второе, мы не будем сравнивать по отдельности стоимость пользовательских лицензий, так как это только одна из составляющих общей стоимости проекта. Хотя здесь сразу можно сказать, что пользовательские лицензии для 1С стоят немного дешевле, чем лицензии для SAP и Microsoft. 

Сравнивать будем итоговые значения затрат на реализацию проекта внедрения ERP системы на малом и среднем предприятии. 

Третье, мы прекрасно осознаем, что все цены на проект внедрения ERP системы зависят от количества пользователей и набора функционала, а также «индивидуальности» каждого предложения. Цены могут варьироваться от 5 долларов за пользователя до сотен долларов за пользователя в месяц. Поэтому для сравнения мы возьмем «типовое» предприятие с определенным количеством пользователей и одинаковый функционал, который требуется реализовать. 

Очертим границы 

Для сравнения ставим задачу, что нам необходимо провести автоматизацию среднего предприятия, к примеру, дискретное производство, средней сложности, с коротким циклом выпуска изделий. Общее количество персонала до 200 человек. Количество пользователей 20-25. 
  • Требуется автоматизировать выполнение следующих задач: 
  • Управление финансами и бухгалтерский учет. 
  • Логистика, складской учет, учет материалов в производстве. 
  • Управление производством, планирование производства. 
  • Управление проектами.
  • Управление закупками.
  • Документооборот.
  • Управление персоналом 
Как мы будем сравнивать

Мы предлагаем провести некоторое исследование или обратиться к поставщику программного обеспечения и спросить, прежде чем что-либо покупать. Для этого представим себя в виде покупателя, специалиста среднего предприятия, которому поручили выполнить предварительный анализ. И в первую очередь нам поможет Google, или Яндекс, или…ну уже кому что больше нравится, сравнение поисковиков отложим на потом. 

Итак, идем в просторы интернета. На сайтах системных интеграторов, предоставляющих услуги по автоматизации и внедрению ERP систем, обычно есть информация о ценах, поэтому эти сайты будут хорошим началом. Тем более, что на сайтах приведена цена из прайс-листов, без каких-либо «индивидуальных» предложений в виде дополнительных скидок, размер которых может очень сильно меняться по отношению к каждому проекту. 

Сначала только цифры 

На сайтах системных интеграторов есть калькуляторы или описание типовых проектов, позволяющие выполнить предварительную, пусть и грубую, но все-таки оценку будущего проекта. Коллеги, так как это не рекламная статья, ссылки на ресурс и названия компаний приводить не будем. 

Сколько стоит проект 1С?

Что хотелось бы сразу отметить как положительный момент: количество системных интеграторов, предлагающих услуги по внедрению 1С ERP, и имеющих на своем сайте калькулятор для предварительной и приблизительной оценки будущего проекта больше, чем по другим сравниваемым системам. По нашим подсчетам раза в 2-3. Считаем, что это только плюс. Но мы не будем указывать и рассматривать все калькуляторы и результаты их расчета, а посчитаем только на трех примерах.

Калькулятор 1

В данном случае. Больше количество пользователей в сравнении с нашим типовым предприятием, НО меньше автоматизируемых процессов.

 

Калькулятор 2 

Задаем параметры расчета: 

1. Хотим внедрить - 1С Управление предприятием 2 

2. Количество пользователей – 20 

3. Количество отчетов: 
  • 20 отчетов средней сложности 
  • 5 печатных форм сложной формы 
4. Внедрение типовой подсистемы:


Калькулятор 3

Задаем параметры нашего типового предприятия и получаем результат:

Комплексный ERP-проект с использованием полной проектной технологии - от 5 до 20 миллионов рублей (по статистике среднего проекта).

Вывод: внедрение 1С ERP обычно обходится недешево. Стоимость проекта начинается от 5,5 миллионов рублей.

Сколько стоит проект Microsoft Dynamics NAV? 


Как мы упоминали ранее, с калькуляторами для расчета стоимости решения Microsoft дело обстоит хуже. Их совсем и совсем мало. 

Итак, заполняем формы калькулятора параметрами нашего предприятия и получаем: 

Конечная стоимость Вашего проекта зависит от многих уточняющих факторов, таких как: задачи, возможности системы, внедряемый функционал, автоматизированные рабочие места, базы данных, срочность проекта и т.д.

Представленный ниже порядок цен обозначит примерный диапазон затрат:
  • Простой проект – от 1 млн рублей.
  • Проект средней сложности – от 3 млн рублей.
  • Сложный проект – от 5 млн рублей.
Для более точного расчёта стоимости, пожалуйста, оставьте свои контактные данные в форме обратной связи.

Вывод: заданный нами проект рассматриваем как сложный, соответственно и ориентироваться будем на стоимость от 5 млн. рублей. При этом хочется отметить, что нижняя планка проекта соответствует нижней планке внедрения 1С ERP.

Сколько стоит проект SAP B1?

И результат оценки для SAP B1 выглядит следующим образом:

SAP Business One для производственного предприятия 

Количество лицензий 
  • 5-20 PROF&LIMITED 
  • 5-10 Производство 
Лицензии PROF с неограниченным доступом ко всем функциям системы лицензии. Лицензии LIMITED подразумевают доступ, ограниченный функциями определенной роли пользователя. Производство – лицензии для персонала, занятого в производственном процессе. 

СУБД: SQL или HANA. 

Стоимость проекта внедрения 3-7 млн. руб. 

Включает в себя стоимость лицензий и стоимость внедрения (установка и настройка системы, обучение пользователей).

Вывод: внедрение SAP Business One не совсем и дорогой проект, и по сравнению с «конкурентами» даже и подешевле будет.

Гладко было на бумаге…

Предлагаю отойти от сухих строчек калькулятора и посмотреть, где и какие могут возникнуть дополнительные затраты. 

Если посмотреть на официальную информацию, предоставляемую поставщиками программных продуктов, заметно, что все три системы позиционируются как универсальные решения, подходящие компаниям любой направленности. В общем, это верно, но каждая из этих систем имеет свои особенности внедрения и дальнейшей настройки под конкретную специфику бизнеса. В большинстве случаев, просто купить лицензию и установить решение недостаточно.

Как выглядит проект внедрения 1С ERP? 

Считаем, что некоторая компания (наша типовая компания), принимает решение о приобретении некоторой конфигурации «1С». Что ее ожидает? Рассмотрим наиболее вероятные этапы этого действа. 

Мы решили приобрести «1С». С чего начать? Закупаем лицензии. Стоит заранее обговорить, что «1С» состоит из двух частей – программа и, собственно, конфигурация. Естественно, что при покупке с нас возьмут деньги и за программу и за конфигурацию.  

Забегая вперед, можно сказать, что для других сравниваемых решений, ситуация аналогична: требуются лицензии как на саму платформу (основной продукт), так и на дополнительное решение. 

Начинаем внедрение. Сами внедрять не будем, хотя такое в случае 1С возможно. Приглашаем команду профессионалов. 

Если посмотреть предложения большинства компаний, внедряющих 1С ERP, то можно увидеть методологию проектного внедрения, которое, как правило, реализуется в 6 этапов: обследование, моделирование, проектирование, разработка, внедрение и опытная эксплуатация. Обратим внимание на четвертый пункт: РАЗРАБОТКА. Это и есть источник дополнительных финансовых расходов, так как стоимость разработки будет выше, чем простой настройки. 

В своем докладе «1000 проектов внедрения «1С ERP»: статистика и экономический эффект» компания 1С приводит следующую статистику по внедрению решения 1С ERP: 
  • Без доработок: программный код не изменялся и не добавлялся – 53% проектов. 
  • Небольшие доработки: 1-10% программного кода изменено или добавлено – 36%. 
  • Существенные доработки: 11-30% строк кода изменено или добавлено – 9%. 
  • Почти все переписали: около 50% строк кода изменено или добавлено – 2%. 
И при этом, из личного опыта можно сказать, если на презентации, например, легко и быстро можно пройти от плана продаж до посменной загрузки оборудования, то на практике в работе Заказчиков часто встречаются много нюансов, не позволяющих на базе типовой конфигурации обеспечить 100% достижения желаемого результата. 

Соответственно альтернативой является доработка типового функционала, которая и требует дополнительного времени и финансовых вложений.  

Что и показывает статистка распределения затрат в проекте внедрения, приводимая компаниями 1С:Франчайзи. Треть затрат – это затраты на программирование:


И по нашей оценке количество проектов, в которых выполняется доработка уровня «существенная» и выше составляет на практике порядка 80%.

Как выглядит проект внедрения SAP Business One?

Как и в случае с решением 1С, закупка лицензий SAP Business One необходима. 

Также в случае SAP Business One у вас всегда есть множество дополнительных решений от партнеров (add-on), которые позволяют настроить систему как угодно. За те 40 лет, что SAP AG находится на рынке ERP решений, разработано огромное их количество. 

Вы покупаете дополнение (лицензии) и устанавливаете его в систему, тем самым добавляя специфический функционал. 

Главное преимущество – большинство add-on решений разработаны на основе лучших мировых практик (основываясь на узких спецификах бизнеса) и некоторые из них имеют уже 30-ти летнюю историю. 

Главный недостаток – некоторые востребованные add-on решения имеют малую степень локализации в России, что в свою очередь влечет дополнительные расходы на перевод и адаптацию к российской действительности. 

В нашем случае, производственная компания существует специализированный и локализованный add-on, охватывающий все процессы планирования и управления производством. 

За счет «глубокой» проработки add-on решений SAP Business One не требуется дополнительных разработок при внедрении данного решения на предприятии.

Как выглядит проект внедрения Microsoft Dynamics Nav?

В случае с Microsoft Dynamics NAV, несмотря на заявления разработчиков о том, что большинство возможностей работает «просто из коробки» практика такого использования говорит об обратном. Идеология внедрения этой системы строится в основном на конфигурировании базовых возможностей и их расширении под определенные специфики бизнеса, с помощью разработки, установки и настройки дополнительных опций. 

С Microsoft Dynamics NAV ситуация немного сложнее, аддонов несколько меньше, чем в SAP B1, и в большинстве случаев требуется дополнительная разработка системы под специфику предприятия. Однако NAV имеет значительно большее количество локализаций. Здесь сказывается общий срок присутствия системы (более 20 лет) на Российском рынке. Кроме того, большая часть этих аддонов уже была использована в реалиях российского бизнеса. 

В настоящий момент обычным решением для проекта является приглашение внешней команды профессионалов, специализирующихся на внедрении ERP–системы, а именно, партнера Microsoft Business Solutions. Преимущества этого решения очевидны, они связаны в первую очередь с тем, что за короткий срок можно привлечь готовую команду профессионалов, имеющих опыт внедрения выбранной ERP–системы и использующих типовую методологию. Команда проекта со стороны партнера в этом случае должна быть функционально полной и включать руководителя проекта, бизнес–консультантов, консультантов по функциональности программного решения, программистов, специалистов по тестированию и обучению, специалистов по технической архитектуре. 

Как видим, включение в команду программистов подразумевает проведение разработки и доработки типового решения. По нашим оценкам количество проектов с доработкой составляет порядка 40 -50%.

Сравнение стоимости проекта ERP систем: выводы

Сейчас «народная мудрость» в России в области сравнения и покупки ERP систем выражается высказыванием: «на практике более действенно работает другой подход к заказчику: "Нет денег на SAP, покупайте MS" (нет денег на MS, покупайте 1С)». Надеюсь, мы смогли хоть немного изменить эту безрадостную ситуацию.

Во всех представленных системах подход к внедрению и дальнейшему использованию примерно одинаковый – либо разрабатываем специфическое решение с нуля, либо ставим готовый аддон. Кардинальным же отличием является качество этих самых аддонов. Microsoft и SAP ведут разработку исходя из опыта внедрений во всем мире, на предприятиях самых разных масштабов. Это позволяет в конечном итоге использовать решение с минимальными изменениями. Однако считаем, что глубина проработки дополнительного решения больше у SAP, что в свою очередь позволяет ограничиться только настройкой системы, без дополнительной разработки и программирования. 

Поэтому наши оценки распределяются следующим образом: 
  • SAP B1 - 5 из 5-ти.
  • Microsoft Dynamics Nav – 4 из 5-ти. 
  • В отталкиваются исключительно от собственного опыта в условиях российской действительности, что, в конечном итоге, и заставляет вместе с программным продуктом покупать и 1С программиста, после чего адаптировать, дорабатывать и оптимизировать. Учитывая опыт специалистов, занимающихся внедрением ERP, бОльшая часть компаний, использующих 1С, занимаются доработкой системы на всем сроке её эксплуатации. В результате, система получает оценку 3 из 5-ти.


 
Nicotech International © 2021
+7 (499) 500-38-29
Написать письмо
Больше новостей в twitter linkedin facebook vk googleplus youtube

Просим размещать ссылку на первоисточник при цитировании материалов нашего сайта.